ПРОИЗОШЕЛ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ?

АВАРКОМ – кто он?

17.05.2012

Институт аварийных комиссаров — сравнительно новое явление в российской правовой системе, возникшее после появления в п. 9 ст. 294 ч. 2 ГК РФ определенного перечня услуг разных специалистов (сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев.

Согласно законодательству, если пострадавших в ДТП нет, оформить страховой сертификат водители могут при помощи посредников — аваркомов. ГИБДД же в их помощи заинтересована: при оформлении большого количества ДТП происходит значительное отвлечение инспекторов от их основных обязанностей (организация и безопасность дорожного движения). Время прибытия экипажа на место ДТП — 15-20 минут, но это лишь в том случае, если патруль практически сразу выехал на место столкновения. А когда инспекторы заняты, автомобилисты ждут и по нескольку часов. И из года в год ситуация обостряется: автомобилей все больше. Особенно проблемными становятся сезонные периоды, когда количество аварий из-за сложных погодных условий возрастает в два раза, и, как следствие, увеличивается время ожидания инспекторов.

Обязанности аварийных комиссаров:

  • проводить осмотр места ДТП (использовать современные технические средства: фотосъемку, аудио- и видеозапись и др.);
  • устанавливать характер повреждений транспортных средств;
  • предварительно определять размер ущерба;
  • собирать необходимые документы, составлять схемы, сопровождать документы в ГИБДД.

Часто преимущества работы аваркомов очевидны: сотрудники сами оформляют документы для ГИБДД, водителям не нужно ехать в ГАИ и давать пояснения. Так что если ДТП незначительное, оно, по сути, не повлияет на распланированный день автомобилиста.

Рапорт аваркома о ДТП является доказательной базой, хранится два года и может быть использован в случае возникновения споров и судебных тяжб. Оформляется ДТП в том случае, если в аварии нет пострадавших, если виновник происшествия не отрицает факта нарушения, если оба участника заранее согласны на рассмотрение ДТП без их участия. Также оформляеся ДТП с любым ущербом, поскольку итоговое решение, кто виноват, принимают инспекторы ГИБДД, а не комиссары.

Периодически в адрес аваркомов звучат в основном две претензии: в выполнении заказов страховых компаний, скупых на выплаты, или во введении участников ДТП в заблуждение ради интересов иных коммерческих организаций. Например, как установило УФАС по Амурской области, работники «РЦСЭ — Аварийный комиссар» заявляли участникам ДТП, что для определения размера ущерба нужно провести экспертизу поврежденного автомобиля, и выдавали направления на ее проведение в свою компанию (услуга стоила1,5-2 тыс. рублей). Граждане предъявляли заключение об экспертизе страховщикам, но получали отказ в выплате в указанном объеме: страховые компании считали расчеты завышенными. УФАС пришло к выводу, что выдача направлений вводила граждан в заблуждение, так как правила ОСАГО налагают обязанность по проведению экспертизы на страховщика, а не на пострадавшего. Участник ДТП сам организует экспертизу, только если страховая компания уклонилась от ее проведения.

Рекомендации пострадавшим в ДТП:

  • не стесняйтесь указывать аваркому на существенные, по вашему мнению, факты, обстоятельства;
  • требуйте внести в отчет эти сведения;
  • комиссар прежде всего обязан объективно оценить обстановку, отразив это в отчете, и помочь консультативно и психологически.

Возврат к списку