ПРОИЗОШЕЛ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ?

ОСАГО — это не только деньги

07.03.2014 <p><b>Правительство предлагает дать автовладельцам право выбора при выплатах по ОСАГО — деньгами или направлением на ремонт. Но учет износа деталей при расчете размера выплат никто отменять пока не собирается.</b></p>

<p>   Такое предложение содержится в согласованных правительством поправках в закон об ОСАГО, направ¬ленных ко второму чтению в Госдуме (копия есть у «Ведомостей»). Если они будут приняты, у страхо¬вателя появится право на выбор формы получения возмещения по ОСАГО — получить в течение 20 дней после заявления об убытке направление на ремонт на станцию техобслуживания (СТО) из списка, предложенного страховщиком, либо, как и сейчас, получить возмещение деньгами. Отдельно прописы¬вается условие, что задержка страховщиком оплаты ремонта не должна являться причиной для про¬срочки передачи потерпевшему лицу автомобиля из ремонта. Если вина за просрочку сроков ремонта лежит на СТО, у автовладельцев будет возможность предъявлять претензии уже к нему на основании положений закона о защите прав потребителей. «Направление на ремонт решит проблему судов и пре¬тензий со стороны физлиц по размеру выплаты», — считает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. </p>


  <p> Эти поправки появились после совещания со страховщиками у министра финансов Антона Силуанова на прошлой неделе, говорит сотрудник Минфина. Кроме направления на ремонт правительство предла¬гает также расширить лимиты максимальных выплат по ущербу имуществу с нынешних 120 000 до 400 000 руб. и за вред здоровью — со 160 000 до 500 000 руб., а также распространение безлимитного евро¬протокола (оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД) на четыре субъекта Федерации (Москва, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области). На совещании Силуанов обещал, что эти поправки будут проведены через Госдуму в весеннюю сессию. Пока поправки находятся в главном правовом управлении администрации президента, говорит сотрудник Минфина. </p>
<p>   Поправки предусматривают, что размер подлежащих оплате убытков в ходе ремонта на СТО по направ¬лению страховой компании будет определен «в размере расходов, необходимых для приведения имуще¬ства в состояние, в котором оно находилось до момента аварии». К восстановительным расходам также отнесены затраты на материалы и запчасти, необходимые для «натурального» возмещения полученного в ДТП вреда имуществу, расходы на оплату работ по ремонту. Но все это будет считаться с учетом из¬носа, следует из поправок. </p>
<p>   «Учет износа создаст асимметрию между “натуральной” и денежными выплатами», — считает прези¬дент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Поскольку найти деталь с одинаковым из¬носом невозможно, то при ремонте страховщик будет должен взять разницу между новыми и старыми запчастями с автовладельцев либо восстанавливать автомобиль из бывших в употреблении деталей, объ¬ясняет он. «Проблема износа есть, и сумм даже теоретически не должно хватать, — согласен Раковщик. — Клиенту придется доплачивать, и получается, что не всякая выплата сможет пройти через СТО. Но тот неофициальный сервис, который согласится на условия страховщиков, останется в выигрыше». </p>
<p>   Если оплата ремонта автомобиля по ОСАГО будет на уровне автокаско, дилеров это заинтересует, счи¬тает коммерческий директор дилерской компании «АвтоГермес» Александр Чулков. По его словам, уже сейчас схему с восстановительным ремонтом применяют несколько страховщиков: «Но в этих случаях, как правило, занижен нормо-час, оценка стоимости запчастей». Однако уже сейчас выделяемых стра¬ховщиками лимитов не хватает для покрытия общей стоимости ремонта, в результате клиент вынужден доплачивать или отказываться от ремонта, говорит Чулков. Из этого вытекает другая проблема — кон-троль сроков ремонта, особенно при отсутствии нужных деталей, считает топ-менеджер крупного авто¬страховщика. «Потенциальная </p>
<p>выгода страховщиков при натуральном ремонте — в создании больших объемов и потоков на СТО, в обмен на это страховщики, как и в автокаско, смогут получать дополни-тельные скидки. Но работать это будет лишь при высокой конкуренции среди дилеров в регионе», — добавляет топ-менеджер крупного автостраховщика. </p>
<p>   Автодилеры доход от пост гарантийного ремонта не раскрывают. В массовом сегменте на пост гарантийный ремонт возвращается около 30% клиентов, в премиум — 60-70%, говорит менеджер одного из авто дилерских холдингов. По оценке «Автобизнес ревю», на сервис приходится до 50% доходности, пост гарантийный ремонт занимает в нем примерно 40-60% в зависимости от дилера. </p>

Возврат к списку